Висячие мосты Перу

Среди множества удивительных и необычных вещей, которые обнаружили  пришедшие на землю инков испанские завоеватели, была хорошо развитая сеть дорог. В этом государстве даже самые отдаленные провинции имели постоянную связь со столицей. Кстати, вот эти надежные пути сообщения в какой-то мере и стали причиной падения государства, ведь конкистадорам было очень просто проникнуть в любую точку страны, и покорить  Перу.  Дороги пролегали через горы, а через ущелья были переброшены подвесные мосты. Но вот эти мосты оказались для испанцев существенным препятствием, они были висячие, плетеные.

В хронике у Педро Санчо, личного секретаря Писарро, записано: «Непривычный человек сначала очень боится идти по шаткому пути, ибо мост раскачивается при каждом шаге». Но человек может превозмочь страх, а вот лошади, ни в какую не хотели переходить по этим колышущимся конструкциям. А кавалерия – закованные в железо всадники на огромных невиданных зверях – была самым страшным орудием завоевателей. Приходилось возводить временные твердые мосты и таким образом переводить коней, а это тормозило наступление.

Тем не менее, этот висячий мост через реку Апуримак стал в Перу важным звеном в расширении границ государства в сторону от долины Куско.  Его строители и те кто следил за состоянием моста жили по разные стороны реки, в деревнях Уинчири и Кеуэ. Эти деревни сохранились, и наследственные хранители моста сегодня живут там как сотни лет назад. Сейчас на реке Апуримак возведены надежные железобетонные мосты, но индейцы предпочитают ходить пешком по своему, плетеному мосту. Он периодически обновляется, обычно это происходит в январе – в разгар сезона дождей, когда видно, сколько воды в реке и  вырастает новый строительный материал – молодая и прочная трава ичу.

Свежесобранную траву обколачивают камнями мастера из деревни Кеуа, она становится гибкой и податливой для плетения. На нижнюю часть висячего моста требуется три длинных каната, а каждый канат в свою очередь сплетен из двенадцати шестидесятиметровых веревок. Как только канаты будут готовы, подается сигнал на противоположный берег и строители из деревни Уинчири обрезают концы старого моста, и сбрасывают в реку. Всего несколько минут, и бурный поток уносит старый мост, а у строителей начинается самый ответственный момент. Один конец каната крепится на каменными глыбами на берегу, а  другой конец переправляют на лодке на другой берег. Течение у реки сильное и постоянно сносит лодку, но люди упорно разматывая бухту, борются с ним, для чего огромными шестами упираются в дно реки. Свободный конец  крепится  к готовым каменным столбам, и дополнительно укрепляется базальтовыми глыбами.

Далее  соломенными жгутами связывается днище, и вставляются нарезанные стволы молодых деревьев, сверху все это устилается свежесрезанными прутьями. Все, мост готов, и мужчины  зажигают костер в честь богини Пачамамы.  Чтобы проверить мост на прочность мужчины, обхватив друг друга за пояс, перебегают на противоположную сторону и зажигают еще один костер, затем так же строем возвращаются назад. В первый день ни женщин, ни детей на мост не пускают, пока полностью не убедятся в надежности  нового  висячего моста из травы.

Читать еще: