Путешествие к истокам античного искусства

Античное искусство Древней Греции смогло воплотить с такой универсальной широтой, такой конкретной жизненной убедительностью образ совершенного, прекрасного человека потому, что оно было искусством глубоко реалистичным и в некоторой степени, народным. В чем же, однако, своеобразие и художественная специфика народности и реализма античного искусства?

Прежде всего, стоит уточнить, что оно было народным искусством в той мере, в какой это было возможно в эпоху раннего рабовладения. Искусство древнегреческих городов-государств было рассчитано только на свободных граждан, членов этого города-государства, которые единственно и считались тогда людьми; рабы же таковыми не считались. 

Все же в противовес художественной культуре восточных деспотий, знавших только подданных обожествленного царя, а не свободных граждан, античное искусство впервые утвердило красоту человека. Пусть блага античной культуры распространялись только на свободную  часть населения, однако, пока дешевый рабский труд не породил чудовищных богатств, основная масса граждан сочетала свой труд с государственными делами, до тех пор античное искусство было искусством свободного коллектива.

 

Простые и ясные, лишенные лицемерия  общественные отношения, интерес не к накопленному богатству, а к личным качествам человека – силе, ловкости, мужеству, уму, способности владеть оружием, привели к тому, что в классическую пору расцвета античной культуры в центре внимания художника стоял сам человек, а не окружающая его среда или его имущество.