Русский фольклор – провидение будущего

В крошечном семечке дерева уже закодировано все о будущем дереве: и толщина ствола, и форма кроны, и узор листьев. Таким же семенем судьбы является его фольклор: сказки, песни, легенды, предания. В них можно найти все, чему потом суждено случится с народом: взлеты и падения, роковые опасности его подстерегающие. Прислушайтесь внимательнее, о чем говорится в народном творчестве.

Сколько раз упоминается в русских сказках третий младший сын Иванушка. Он не далекий и беззаботный, нерасчетливый и добрый. Но в наших сказках как-то само сказывается, что умные слишком умны и злы, а дурак Иванушка вовсе не дурак и в конце сказки всегда получает заслуженное. На первый взгляд какое-то поразительное, иррациональное везение. Но это только на первый взгляд, а в действительности этому везению многое предшествует: и бездомные скитания, и желание всем помочь. Что не поручат – все взваливает он на себя, со всем живым он в любви и братстве: в товарищах у него и Серый Волк, и Заяц, и Конек-Горбунок. И как раскрытие всего этого – везение.

Не раз оно сопутствовало и нам, русским: двести с лишним лет свистел над Русью ордынский кнут, казалось и конца этому не будет – но вдруг Орда как-то внезапно исчезает. Опять «везение»? В 1608 -1612 годах поляки доходят до Костромы и Ярославля, все дрябло, рыхло и бесформенно, а через несколько лет как-то почти сама по себе рождается  новая и сильная государственность. Многие колокола отзванивали Руси и в 1917-1918 годах. А в 1944 Иванушка уже пел «Калинку» на дорогах Европы.

Илья Муромец тридцать лет сиднем сидел. Не раз бывали в нашей истории такие периоды растительного существования, когда сама жизнь, казалось, еле теплится, но зато потом яростно стучали топоры, вырастали города в лесу и на болоте, освобождалась накопленная сила. Многое говорится в наших сказаниях и о дедовой дочке, бедной мачехиной падчерице, которой достается вся работа, все труды. В ласке и холе живет мачехина дочка, но не на ней держится дом. Она и сегодня, снимая пенки благополучия, все-таки завидует падчерице и старается вызнать у нее волшебное слово истинного творчества. Но, увы, мачехина дочь, чужая лесу и полю, способна только загребать чужое в свои амбары.

Не раз в наших сказках кричит сестрица Аленушка братцу Иванушке во время бездумных скитаний: Иванушка, не пей из козлиного копытца, не пей из бараньего копытца, не пей грязной водицы…Иначе не быть тебе Иванушкой. Услышим же этот давний завет – не пить воду из грязных источников, сохранить свою суть, свою душу, свое наследие, быть самими собой. Остаться верным тому, с чем связаны тысячелетней историей.

Где-то в лесах за богатырскими заставами живут и давние враги: Кащей Бессмертный, Баба Яга, Соловей-разбойник. Хитер Кащей и почти бессмертен: спрятана его смерть на далеком лугу, на высоком дубу, в железном сундуке. А вспомните как тонко чувствует Баба Яга, где бы она не была: «Здесь русским духом пахнет».

Наши богатыри останавливаются у развилки трех дорог в раздумьях, у заветного камня, на котором три надписи: направо пойдешь – полонен будешь, налево пойдешь – коня потеряешь, прямо пойдешь – голову сложишь. И выбирают они самую опасную, но и самую интересную дорогу.В наших сказках не ищут мешки с золотом, а ловят Жар-птицу, отправляются на поиски за живой водой…

Читать еще: